"Дом совы" как условие развития контактов

Деминова Светлана Владимировна, 
учитель - логопед, дефектолог СПб ГБУ "Центр содействия семейному воспитанию №15",
Игнатьева Наталья Владимировна, 
учитель - логопед, дефектолог СПб ГБУ "Центр содействия семейному воспитанию №15".




Метод СОВОПРАКТИКА
Цель:  «Дом совы » как условия развития контактов.
Задачи:
  • Научить видеть проблему.
  • Сформировать умение выдвигать гипотезы и задавать вопросы.
  • Развить психику ребенка на основе активизации ориентировочной деятельности.
  • Развить способность генерирования новых движений в нестандартных ситуациях.
  • Развить и улучшить психические процессы: память, внимание, речь, мышление.
  • Развить и улучшить эмоционально-волевую сферу.
Наш метод основан на вертикальной интеграции развития ребенка:
  • Развития человека как биологический организм (восприятие собственного тела, управление собственным организмом);
  • Развития адаптивных возможностей по отношению к физической среде (развитие восприятия пространства и времени);
  • Развития восприятия и переработки знаков и значений культурно-исторической среды, а также развитие способности к генерированию новых решений относительно этой среды.
 Ход занятия:
1. Орг. момент. Приветствие.
2. Вводный этап. Ведущий информирует о цели занятия.  Рассказывает историю, сюжет, сказку.
3. Разминка.
4. Основной этап развивающего занятия. Практика.  Решение двигательных и когнитивных задач.
5. Заключительный этап развивающего занятия (подведение итогов). В конце каждого развивающего занятия проводится сбор обратной связи в форме совместного подведения итогов и результатов проделанной работы.
6. Завершение занятия.

Характеристика подгруппы детей.
На занятии присутствовала подгруппа дошкольников  с ОВЗ  5-6 лет. Воспитанники занимаются по основной адаптированной образовательной программе дошкольного образования для детей с ОВЗ средней группы. Логопедическое заключение у данной подгруппы :  ОНР II уровня, дизартрия.
Основное направление логопедической деятельности по воспитанию социальных навыков у детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, – формирование коммуникативных умений и навыков.
Речь - важное условие и средство коммуникации. Коммуникация – смысловой аспект социального взаимодействия: контакты, общение, обмен информацией между людьми. Развитие речи и коррекция нарушений речи – основная цель учителей-логопедов Центра № 15.
У большинства детей Центра № 15  экспрессивно-мимические средства общения достаточно бедны и однообразны. Хотя дети и стремятся к физическому контакту со взрослыми, доминирующее средство общения – речь. Однако речь их отличается скудным содержанием и лексико-грамматическим составом.
Нарушения речи у воспитанников многообразны. Они имеют различную выраженность и зависят от причины и структуры дефекта. Сложные, распространённые и длительно протекающие речевые нарушения у детей: заикание, дизартрия, алалия. Данные речевые нарушения ограничивают коммуникативные возможности ребёнка, искажают формирование личности, затрудняют социальную адаптацию. Трудности общения  воспитанников, страдающих стойкими нарушениями речи, со сверстниками и взрослыми нередко становятся причиной их задержки личностного развития, низкого статуса в   коллективе, дезадаптации, тревожности, препятствуют полноценному функционированию личности.
Коррекционно-развивающая работа учителя-логопеда  Центра № 15 направлена на развитие:
-сенсорных и моторных функций;
-вербальной коммуникации;
-невербальной коммуникации;
-эмоционально-волевой сферы;
-формирование черт гармоничной   личности.
Сами по себе достаточно обширные возможности общения со сверстниками, не ведут к развитию содержательных и эмоциональных контактов. Любопытство, восторг, радость, обиду, ожидание дети из семьи не могут переживать в одиночку и непременно вовлекают в свои переживания сверстников. Воспитанники социального  учреждения менее внимательны к действиям и состояниям партнера и часто не замечают обид, просьб и даже слез своих товарищей. Даже находясь рядом, они нередко ведут себя независимо друг от друга. У этих детей масса проблем, которые неведомы ребенку в нормальной семье.
Каждый ребенок, живущий в центре содействия семейному воспитанию, вынужден адаптироваться к большему числу сверстников. Его контакты с ними поверхностны, нервозны, поспешны: ребенок одновременно стремится достичь внимания и отторгает его, переходя к агрессии или пассивному отчуждению. Нуждаясь в любви, он не умеет выразить, проявить эту потребность.   
Именно поэтому перед нами, учителями-логопедами, встала задача помочь детям преодолеть трудности в развитии коммуникативных навыков, научить их правильно общаться не только со сверстниками, но и со взрослыми. Решать данную проблему, на наш взгляд, необходимо с использованием инновационных, нетрадиционных методов и приемов. Следует учесть, что учебный процесс, протекающий на фоне положительных эмоций, способствует лучшему запоминанию и восприятию полученной информации.



1 комментарий: