Деминова Светлана Владимировна,
учитель - логопед, дефектолог СПб ГБУ "Центр содействия семейному воспитанию №15",
Игнатьева Наталья Владимировна,
учитель - логопед, дефектолог СПб ГБУ "Центр содействия семейному воспитанию №15".
Метод
СОВОПРАКТИКА
Цель: «Дом совы » как условия
развития контактов.
Задачи:
- Научить видеть проблему.
- Сформировать умение выдвигать гипотезы и задавать вопросы.
- Развить психику ребенка на основе активизации ориентировочной деятельности.
- Развить способность генерирования новых движений в нестандартных ситуациях.
- Развить и улучшить психические процессы: память, внимание, речь, мышление.
- Развить и улучшить эмоционально-волевую сферу.
- Развития человека как биологический организм (восприятие собственного тела, управление собственным организмом);
- Развития адаптивных возможностей по отношению к физической среде (развитие восприятия пространства и времени);
- Развития восприятия и переработки знаков и значений культурно-исторической среды, а также развитие способности к генерированию новых решений относительно этой среды.
1. Орг. момент. Приветствие.
2. Вводный этап. Ведущий информирует о цели занятия.
Рассказывает историю, сюжет, сказку.
3. Разминка.
4. Основной этап развивающего занятия. Практика.
Решение двигательных и когнитивных задач.
5. Заключительный этап развивающего занятия
(подведение итогов). В конце
каждого развивающего занятия проводится сбор обратной связи в форме совместного
подведения итогов и результатов проделанной работы.
6. Завершение занятия.
Характеристика
подгруппы детей.
На занятии присутствовала
подгруппа дошкольников с ОВЗ 5-6 лет. Воспитанники занимаются по основной
адаптированной образовательной программе дошкольного образования для детей с
ОВЗ средней группы. Логопедическое заключение у данной подгруппы : ОНР II уровня, дизартрия.
Основное направление
логопедической деятельности по воспитанию социальных навыков у детей-сирот и
детей, оставшихся без попечения родителей, –
формирование коммуникативных умений и навыков.
Речь - важное условие и средство
коммуникации. Коммуникация – смысловой аспект социального взаимодействия:
контакты, общение, обмен информацией между людьми. Развитие речи и коррекция
нарушений речи – основная цель учителей-логопедов Центра № 15.
У большинства детей Центра № 15 экспрессивно-мимические средства общения
достаточно бедны и однообразны. Хотя дети и стремятся к физическому контакту со
взрослыми, доминирующее средство общения – речь. Однако речь их отличается
скудным содержанием и лексико-грамматическим составом.
Нарушения речи у воспитанников многообразны.
Они имеют различную выраженность и зависят от причины и структуры дефекта.
Сложные, распространённые и длительно протекающие речевые нарушения у детей:
заикание, дизартрия, алалия. Данные речевые нарушения ограничивают
коммуникативные возможности ребёнка, искажают формирование личности, затрудняют
социальную адаптацию. Трудности общения
воспитанников, страдающих стойкими нарушениями речи, со сверстниками и
взрослыми нередко становятся причиной их задержки личностного развития, низкого
статуса в коллективе, дезадаптации,
тревожности, препятствуют полноценному функционированию личности.
Коррекционно-развивающая работа
учителя-логопеда Центра № 15 направлена
на развитие:
-сенсорных и моторных
функций;
-вербальной коммуникации;
-невербальной
коммуникации;
-эмоционально-волевой
сферы;
-формирование черт
гармоничной личности.
Сами по себе достаточно обширные возможности
общения со сверстниками, не ведут к развитию содержательных и эмоциональных
контактов. Любопытство, восторг, радость, обиду, ожидание дети из семьи не
могут переживать в одиночку и непременно вовлекают в свои переживания
сверстников. Воспитанники социального
учреждения менее внимательны к действиям и состояниям партнера и часто
не замечают обид, просьб и даже слез своих товарищей. Даже находясь рядом, они
нередко ведут себя независимо друг от друга. У этих детей масса проблем,
которые неведомы ребенку в нормальной семье.
Каждый ребенок, живущий в центре
содействия семейному воспитанию, вынужден адаптироваться к большему числу
сверстников. Его контакты с ними поверхностны, нервозны, поспешны: ребенок
одновременно стремится достичь внимания и отторгает его, переходя к агрессии
или пассивному отчуждению. Нуждаясь в любви, он не умеет выразить, проявить эту
потребность.
Именно поэтому перед
нами, учителями-логопедами, встала задача помочь детям преодолеть трудности в
развитии коммуникативных навыков, научить их правильно общаться не только со
сверстниками, но и со взрослыми. Решать данную проблему, на наш взгляд,
необходимо с использованием инновационных, нетрадиционных методов и приемов.
Следует учесть, что учебный процесс, протекающий на фоне положительных эмоций,
способствует лучшему запоминанию и восприятию полученной информации.
Спасибо, проблема очень актуальна
ОтветитьУдалить