Педагогическая технология "Дебаты"

Железова Лариса Валентиновна,
воспитатель СПб ГБУ "Центр содействия семейному воспитанию №15",
Кудрявцева Ирина Евгеньевна, 
воспитатель СПб ГБУ "Центр содействия семейному воспитанию №15".



"Место героизма в настоящее время"
Цель – формирование представлений о подвиге, мужестве, героизме, активной жизненной позиции.
Задачи:
Образовательная – дать представление о понятиях «герой», «подвиг», «мужество».
Коррекционно-развивающая – развивать устную речь воспитанников, мышление.
Воспитательная - воспитывать чувство патриотизма, уважения и гордости за героев, которые живут в современном мире.
Ход занятия:
С древних времен на Руси почитались люди, которые стояли за правое дело, жертвуя собой, защищали землю – матушку, трудились во славу Родины . В литературных произведениях, в полотнах художников, творениях композиторов был воспет подвиг русского народа.(слайд)
Герой – это человек, который в решительный момент делает то, что нужно делать в интересах человеческого общества. Подвиг – самоотверженно героический поступок.
А кто он – герой? С виду обыкновенный человек, который в критической ситуации совершает героический подвиг, даже в ущерб своей жизни.
 ГЕРОЙ. Каким представляется человек, которого можно назвать героем?
На доске слова характеризующие качества героя: смелый, симпатичный, обаятельный, спортивный, мужественный, отважный, решительный, состоятельный, добрый, храбрый, веселый, хитрый, бесстрашный, скромный, доверчивый, воспитанный. (предложить детям внимательно посмотреть и выбрать те качества, которыми, по их мнению должен обладать героический человек)
О героях.
Воспитатель: мы говорим “герой”. Как вы понимаете это слово? (ответы). Обратимся к словарю. (слайд)
“Герой - выдающийся своей храбростью, доблестью, самоотверженностью человек, совершающий подвиги”.
Героем может стать каждый. Вспомнив героев прошлого, мы скажем- определенные качества характера необходимы для совершения подвига. Какие? (ответы: храбрость, отвага, мужество, смелость, самоотверженность, доблесть)
Вопрос: попробуйте объяснить эти слова (ответы)
Невозможно всегда быть героем, но всегда можно оставаться человеком.
Вступая в самостоятельную жизнь, молодые люди думают, что все подвиги уже совершены, а подвиги, совершенные предшественниками, можно только повторить.
Вы тоже так думаете? (ответы).
Рефлексия
 Если вы считаете, что герои должны вызывать чувство гордости, то закрасьте звезду красным цветом, Если безразличие-зелёным, Если уважение-жёлтым, Жалость – синим.
О подвигах.
А что же такое вообще “подвиг”? Обратимся к словарю.
“Подвиг – самоотверженный героический поступок” Говоря о подвиге сегодня, мы будем иметь в виду поступок человека, совершенный с преодолением страха за собственную жизнь во благо и во имя других.
Всякий ли поступок можно назвать подвигом? (ответы). Приведите примеры.
Пример: молодые люди поспорили, кто сможет прыгнуть с высоты примерно 3 этажа. Один из них сделал это, чтобы показать смелость свою и решительность.
Это подвиг? (ответы). Я думаю, что это глупость. Разве цель молодого человека благородна? (ответы) Нет. Не всякое проявление смелости и решительности есть подвиг. Подвиг может совершаться только в благородных целях.
Известный нам герой Великой Отечественной войны Александр Матросов (слайд). Какой подвиг он совершил? (ответы). В годы ВО войны более 300 человек повторили подвиг А. Матросова. Он был не первым и не последним среди тех, кто пожертвовал своей жизнью во имя благородной цели. Матросов совершил свой подвиг сам, потому что подвиг неповторим. Каждый решается на него самостоятельно, каждый совершает его в одиночку.
«Возможность для подвига существует в жизни каждого человека, но героические поступки не совершают случайно». (Г. Т. Береговой, летчик-космонавт)(слайд)
1. Каков внешне должен быть герой?2. Сколько лет должно быть человеку, которого можно назвать героем?3. Герои – это люди особой профессии?4. Какие поступки можно назвать героическими?5. Герои живут в каком–то особом месте?
Воспитатель: бытует мнение, что мужество и подвиг связано с физической силой. Отвагу, мужество можно проявить только в боях и сражениях.
Как вы думаете, есть ли место героизму в наши дни (ответы).
Мое мнение  совпадает с заголовком на плакате “В жизни всегда есть место подвигу”.
Но как узнать о них - о подвигах и о героях? Как правило, эти люди не хотят выставлять на показ свои героические поступки. Сегодня мне хочется сделать исключение для одного из таких людей. 
Президент наградил 13-летнего орловского школьника Николая Табунова медалью “За спасение погибавших”. Указ о награждении мальчишки  государственной наградой за проявленные смелость и решительность при спасении людей в экстремальных условиях» подписан Дмитрием Медведевым 25 апреля 2012 года (слайд  с текстом Указа)

УКАЗ

ПРЕЗИДЕНТА РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

О награждении государственными наградами

Российской Федерации

За проявленные смелость и решительность при спасении людей в экстремальных условиях наградить МЕДАЛЬЮ “ЗА СПАСЕНИЕ ПОГИБАВШИХ” Табунова  Николая Анатольевича
Президент

Российской Федерации Д. Медведев

Москва, Кремль 

25 апреля 2012 года 
№ 513

Трагедию, которая перевернула их жизнь, Саша и Коля Табуновы не забудут никогда. 15 февраля 2010 года они вместе с мамой, 34летней учительницей физкультуры из с. Нижний Жерновец Орловской области, собирались ехать к деду на юбилей . Тогда Саше было 12 лет, а брату Коле — 10. Настроение было праздничным, мама готовила подарки, хлопотала по дому. Ближе к вечеру все трое пошли на трассу. Мать с детьми прошли 9 километров до автобусной остановки. Но водитель последней рейсовой маршрутки проскочил мимо.
Женщина сильно расстроилась, ведь было очень холодно, а идти назад — далеко. Тогда она решила переночевать в деревне, а утром хотела уехать домой. Разыгралась настоящая метель. Женщина с сыновьями, несмотря на разыгравшуюся непогоду, выбиваясь из сил, дошла до ближайшего села и постучала в один из домов. Но ни в этом, ни в других домах им не открыли. Людское безразличие. Женщина просила о помощи, а ей не открыли, испугались, что женщина с двумя детьми окажется грабителем...
Понимая, что выхода нет, женщина решила идти назад домой через поле, но, плутая в сугробах, сбилась с дороги и заблудилась. Выбившись из сил, она присела на корточки, и, обняв сыновей, заплакала. Коля не терял присутствия духа, он все время набирал номер сотового телефона отца, но тот не брал трубку.
Женщина укрыла сыновей собой, а сама легла на снег. Чтобы не замерзнуть, младший Коля все время бегал вокруг мамы и брата, стараясь растормошить их. И не переставая, звонил отцу… Только в шесть утра ребенок дозвонился отцу и сказал: “Папа, мы замерзаем, а мама до сих пор спит”. Отец еле нашел их в заснеженной долине. Коля махал ему руками, а брат Саша лежал на маме, пытаясь согреть ее своим телом, но женщина уже не дышала, на ее лице замерзли слезы…Женщина умерла от переохлаждения, закрывая своим телом своих сыновей и спасая их от мороза.
Мальчики попали в больницу с обморожениями 3 степени. Из больницы мальчишек к себе сразу забрала бабушка. На записи одной из передач местного канала Коля сказал: “Я хотел спасти маму...”. Поступок 10летнего мальчишки не каждый взрослый способен повторить, ведь для этого требуется немалое мужество.
Вопрос: можно ли назвать поступок Николая смелым?…решительным? …мужественным? …героическим? Почему? А можно ли назвать этот поступок подвигом? (Да, ведь он совершен в благородных целях, во имя спасения жизни близких)
Когда история двух орловских мальчишек дошла до президента, он решил наградить самого смелого и мужественного. За то, что мальчишка, не жалея себя, думал только о том, как спасти маму и брата.
Воспитатель:  лично я сразу поняла -  Николай достоин этой награды! Он действительно совершил достойный поступок, не каждый способен на это. И мы характеризуем его, как неравнодушного человека, способного всегда прийти на помощь.
Получая наградуНиколай Табунов сказал: “Эта награда будет лучшей памятью моей маме”
Воспитатель: мужество, воля к победе, честность, добросовестность – эти высокие нравственные показатели рождаются не всегда в борьбе со стихией, но и в борьбе с леностью, недисциплинированностью, неорганизованностью, ложью, трусостью, малодушием… В борьбе над своими слабостями и недостатками, рождается героизм каждого человека.
Заключение. Подведение итогов
Воспитатель: оставаясь под обстрелом противника, никто не вспоминает, что он не первый и не последний, на чью долю выпало такое испытание, зато каждый знает – он единственный, кому предстоит совершить волевое усилие над собой, не растеряться, не сдаться, а выполнить свой долг.
И тот, кто умеет побеждать минутные слабости, кто способен одолеть страх, он уже совершает свой собственный подвиг.
всегда находится место для новых и новых полководцев, флотоводцев, для подвигов и для героев.
(Слайд)
Воспитатель: ребята, ответьте на вопрос: так кто он –герой нашего времени?
(Ответы: он - это обычный человек, один из нас. Он храбрый, мужественный, профессионал, любит людей и любит жизнь, любит свою Родину и своих близких)
Гордимся своими героями!

2 комментария:

  1. Действительно, как же важно в наше время помнить о прошлых подвигах и знать, что можно быть героем и сейчас, а не только на войне.

    ОтветитьУдалить
  2. В наше время у детей часто деформируется шкала ценностей, на первый план выступает материальная успешность, уровень жизни, а общечеловеческие ценности, доброта, бескорыстие, мужество - девальвируется. Поэтому очень важно давать правильную (этически0 оценку конкретным людям и их делам, тому, что является истинно важным.

    ОтветитьУдалить